Влияет ли разметка Open Graph на ранжирование?
Вы когда-нибудь задавались вопросом: а вообще влияет ли разметка Open Graph на ранжирование в поиске?
Наш эксперимент призван ответить на этот вопрос.
План эксперимента
Сперва определимся с терминами в контексте данного эксперимента.
- Ранжированием мы будем называть алгоритм поведения поисковой системы, в результате которого мы получаем поисковую выдачу в порядке расположения релевантности элементов.
- Релевантность - это соответствие документа ожидаемому результату в пределах результатов поисковой выдачи и в соответствии с алгоритмом ранжирования. При ранжировании первым в выдаче показывается документ, имеющий большую релевантность.
Подготовка к проведению эксперимента
Мы создали 2 абсолютно идентичные страницы на чистом html. Первая страница без разметки, вторая - с разметкой. Вдаваться в детали технологии разметок не будем, это совершенно другая тема. Сделаем лишь оговорку, что сделали разметку тривиально-простой.
На обоих страницах тексты идентичны и представляют собой уникальный текст, которого до этого в интернете не нашли. Обе страницы были добавлены в sitemap.xml, метрика на обеих страницах отключена для чистоты эксперимента и исключения поведенческих факторов. Через браузер эти страницы не открывались. Ну и для любителей покликать покажем сами урлы страниц, участвовавших в эксперименте:
- checksite.ru/exp/semantec/page_yes.html - есть разметка
- checksite.ru/exp/semantec/page_no.html - нет разметки
Ход эксперимента
Мы использовали Яндекс.Вебмастер для отправки документов в индекс, единовременно отправив на переобход обе страницы. Порядок отправки: сначала отправлен документ без разметки, потом с разметкой. Период ожидания появления страниц в поисковой выдаче составил около недели.
После появляения страниц в выдаче мы начали проводить последовательные обращения к Яндексу.
Поиск по фразе из документа
Первым запросом была уникальная фраза: "я считаю, что разметка open graph / schema.org и др. не влияют на продвижение". Кавычки взяты для поиска точного вхождения фразы. Результаты предсказуемые: страница с разметкой ранжируется выше, чем без разметки.
Поиск по фразе + домен
Добавим в начало фразы домен checksite.ru, дабы сузить область поиска: checksite.ru "я считаю, что разметка open graph / schema.org и др. не влияют на продвижение". Снова страница с разметкой оказалась релевантнее, чем без разметки.
Поиск по фразе + оператор host
Теперь используем оператор host для поиска по нашему хосту: host:checksite.ru "я считаю, что разметка open graph / schema.org и др. не влияют на продвижение". Пока все также.
Поиск по фразе + оператор site
Поменяем оператор, возьмем site для поиска по сайту: site:checksite.ru "я считаю, что разметка open graph / schema.org и др. не влияют на продвижение". И тут случилось чудо: страница с разметкой "потеряла" релевантность и опустилась ниже страницы без разметки.
Поиск по неуникальной фразе + оператор site
Попробуем другой вариант. Возьмем фразу более общую для сайта, где она точно должна хотя бы где-то встретиться: site:checksite.ru "тестовая страница". Второй раз чудо - страница с разметкой менее релевантна.
Пора бы начать делать выводы...
А не тут то было 😀 В последних двух проверках в процессе подготовки скриншотов мы непроизвольно нажимали на эти страницы. И в течение нескольких минут результаты менялись местами прямо на глазах. Поведенческие факторы рулят однозначно 😎. При этом эксперимент повторялся и в режиме incognito, и с отключенными cookie-файлами.
Плавно подводим к тому, что эксперимент не имеет никакого смысла. Но внимательный читатель все же обнаружит одно преимущество разметки: в заголовок документа с разметкой Яндекс подставляет значение из самих тегов разметки. При этом в Яндекс.Вебмастере оба документа имеют одинаковый title и description.
Пара слов про Google
Эксперимент провален.
Указанные тестовые страницы в индекс не попадают, обратной связи нет. Если в базе Яндекса у checksite.ru порядка 2 млн страниц, то в базе Google около 3тыс. И если скорость индексации Яндексом в сутки достигает 100-150тыс. страниц, то в Google 1-2 страницы в час. С такой скоростью, может быть, наши потомки смогут провести эксперимент до конца😂
Выводы
В первую очередь отметим, что использование операторов поиска не позволяет сделать точный вывод о приоритете страницы с разметкой перед страницей без нее, т.к. результаты выдачи отличаются.
Во-вторых, есть один неоспоримый плюс: в title документа подставляются значения из разметки, что делает в целом результат выдачи более привлекательным и в процессе набора поведенческих характеристик документа он будет ранжироваться выше.
Вывод-коротыш
Мы рекомендуем использовать разметку 😉.
P.S.
Благодаря подписчикам канала seobudni, к эксперименту возникло несколько вопросов. Отвечаю на главный вопрос - в эксперименте участвовала только разметка Open Graph, schema.org поучаствовать даже не успела (хотя изначально заявили об этом, каюсь 😢). А эксперимент со схемой будет уже отдельным.